Журнал «Волшебный мир детства»

Ваш ребенок не хочет ходить на кружки и постоянно ленится?

Олеся Иневская
Клинический психолог, психодраматерапевт
Telegram канал
Самооценка у ребенка не является врожденной. Она формируется на основе того, что он умеет и что говорят о нем значимые люди. Это как зеркало, в которое ребенок смотрит, оценивая себя через призму того, что он умеет, как на него реагируют взрослые и как справляется с задачами. Чем чаще у ребенка что-то получается, тем выше его ощущение собственной значимости.
Высокая самооценка играет ключевую роль для достижения успехов в учебе. Когда ребенок верит в свои силы, он становится более мотивированным, не боится сложных задач и активно стремится к новым знаниям. Те же, у кого самооценка низкая, могут сомневаться в своих способностях и ценности.
Дети с высокой самооценкой верят в свою ценность, право на любовь и успех. Они легче общаются и строят здоровые отношения. Лучше справляются с конфликтами, проявляют эмпатию, что способствует развитию эмоционального интеллекта и социальных навыков.
Как понять, что у ребенка низкая самооценка?
1. Негативные высказывания о себе. Ребенок часто говорит: «У меня ничего не получится», «Меня никто не любит», «Я плохой».
2. Избегание новых или сложных задач. Страх перед неудачей и отсутствие уверенности в своих силах заставляют детей избегать сложных задач или новых активностей.
3. Чувствительность к критике. Острые реакции на даже конструктивные замечания – ребенок может расстраиваться или обижаться от малейших комментариев.
4. Социальная изоляция. Отсутствует желание общаться с другими детьми. Отказывается от участия в совместных играх. Испытывает трудности с построением дружеских отношений.
5. Пассивность или подверженность влиянию. Ребенок может бояться выражать свое мнение и легко поддаваться чужому давлению.
6. Проблемы с учебой. Снижается мотивация. Ухудшается успеваемость и теряется интерес к обучению.
7. Перфекционизм. Ребенок стремится к идеалу, и любая ошибка вызывает у него разочарование и чувство неудачи.
8. Изменения в поведении. Неожиданные вспышки агрессии или резкие перепады настроения могут быть признаками внутренней неуверенности.

Какие факторы негативно влияют на самооценку ребенка?

1. Постоянная критика или чрезмерная похвала родителей. Чрезмерная критика резко занижает самооценку, а завышенная похвала создает нереалистичные ожидания у ребенка и последующее разочарование в себе.
2. Буллинг и травля. Критика и оскорбления со стороны сверстников могут серьезно подорвать веру в себя и нанести значимый урон психике.
3. Стресс от учебы или проблемы с телом. Плохая успеваемость и высокий индекс массы тела являются серьезными факторами снижения самооценки.
4. Отсутствие отца. Ситуация раздельного проживания с отцом может восприниматься ребенком как признак собственной недостаточной ценности: «если бы я был достойным и хорошим, то папа не ушел».
5. Попустительский стиль воспитания. Попустительский стиль воспитания, при котором родители мало вмешиваются в жизнь ребенка, предоставляя ему избыточную свободу и минимальный контроль, приводит к тому, что ребенок растет без четких рамок и правил. Дети могут чувствовать себя неважными, потерянными и незащищенными.

Как родители могут помочь?

Поддержка родителей и их активное участие в жизни ребенка играют ключевую роль в формировании самооценки. Чем больше родители интересуются учебой и успехами ребенка, тем выше он оценивает себя.
1. Показывайте безусловную любовь и поддержку. В семьях, где царят поддержка и забота, дети чувствуют себя защищенными и уверенными. Создайте атмосферу, в которой ребенок не будет бояться осуждения или непонимания.
2. Хвалите усилия, а не только результат. Дайте ребенку понять, что вы любите его независимо от успехов или неудач. Он должен знать, что ценят не за достижения, а за то, какой он есть. Отмечайте старания ребенка, даже если конечный результат не идеален. Это помогает ему понять, что важен процесс, а не только победа.
3. Будьте примером. Показывайте своим поведением, как можно справляться с трудностями. Дети учатся, наблюдая за тем, как родители решают проблемы и относятся к ошибкам. Учите ребенка видеть в неудачах не поражение, а возможность для роста. Способность справляться с трудностями сделает его более устойчивым к стрессам.
4. Помогайте и учите ставить реалистичные цели. Вместе с ребенком ставьте достижимые цели, разбивайте сложные задачи на мелкие шаги. Достижение небольших целей укрепляет уверенность в себе, а также развивает навыки планирования и управления временем.
5. Избегайте сравнений. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Подчеркивайте его собственный прогресс, достижения, пусть даже небольшие.
6. Поддерживайте увлечения. Помогайте ребенку заниматься тем, что приносит ему радость и позволяет раскрыть его сильные стороны. Вместе с ребенком ставьте достижимые цели, разбивайте сложные задачи на мелкие шаги.
7. Обращайте внимание на свои слова. Используйте добрые и поддерживающие фразы. Избегайте ярлыков и негативных оценок, которые могут подорвать уверенность ребенка.
8. Взаимодействуйте с учителями. Держите связь с педагогами, чтобы знать, как ребенок ведет себя в школе и вовремя заметить изменения.
9. Не бойтесь обратиться за помощью. Если ситуация не меняется или ухудшается, обратитесь к детскому психологу. Специалист поможет найти корни проблемы и предложит действенные решения.
10. Поощряйте самостоятельность. Давайте ребенку возможность принимать решения и брать на себя ответственность в рамках его возраста. Это поможет ему развивать чувство независимости, уверенность в своих силах и умение решать проблемы.
11. Помогайте развивать социальные навыки. Поощряйте встречи с друзьями, участие в коллективных играх, спорте или других активностях. Учите ребенка распознавать свои эмоции и выражать их здоровым способом. Умение распознавать свои эмоции помогает лучше понимать себя и других, что улучшает социальные связи и уверенность в себе.
Самооценка ребенка тесно связана с верой в свои способности. Чем больше он уверен, что может справиться с трудностями, тем выше его самооценка. Родители могут помочь ребенку развивать эту уверенность, давая ему возможность преодолевать препятствия и достигать успехов.

Игры и активности, помогающие улучшить самооценку

«Комплимент по кругу»
Все участники садятся в круг. Каждый ребенок по очереди говорит комплимент своему соседу слева или справа. Это упражнение помогает детям видеть хорошие качества в других и получать позитивную обратную связь от сверстников, что укрепляет их уверенность и помогает сформировать позитивный образ себя.
«Лестница успеха»
Нарисуйте на бумаге или доске лестницу. Каждый раз, когда ребенок достигает цели или решает сложную задачу, он поднимается на ступеньку вверх. Можно добавлять «похвальные звездочки» за каждый шаг вперед. Таким образом визуализируется прогресс, что дает ребенку осознание своих достижений и мотивирует на дальнейший успех.
«Что я люблю в себе»
Попросите ребенка нарисовать себя и вокруг изображения написать или нарисовать пять вещей, которые он любит в себе – это могут быть как внешние качества, так и внутренние. Это упражнение помогает ребенку сосредоточиться на своих сильных сторонах и увидеть себя в позитивном свете.
«Мои суперспособности»
Попросите ребенка придумать своего супергероя, основанного на его сильных сторонах и уникальных качествах. Что он умеет? Какие у него особые способности? Данное упражнение помогает детям осознать свои сильные стороны и использовать воображение для создания положительного образа себя.
«Театральные игры»
Предложите ребенку разыгрывать сценки, используя роли, в которых он чувствует себя уверенно. Это может быть сценка на основе любимого мультфильма или придуманный сюжет. Театральные игры помогают ребенку развить уверенность в своих социальных навыках, научиться самовыражению и взаимодействию с другими.
«Дневник достижений»
Вместе с ребенком ведите дневник, куда он записывает все свои маленькие и большие достижения за день или неделю. Можно рисовать, клеить стикеры или делать коллажи. Это поможет ребенку видеть свой прогресс и осознавать, что он уже многого добился, что подкрепит его самооценку.
Эксперты Психологи